Этапы написания иконы

Икона святителя Филарета Черниговского
Приступая к очередной работе, вспомнили о часто задаваемом вопросе, как мы пишем иконы. Хочется приоткрыть занавес работы художника-иконописца в мастерской, ведь не всегда можно на словах объяснить то, что лучше один раз увидеть глазами, поэтому возникла идея отснять этапы написания иконы с кратким описанием того, что было сделано на фотографии.

  1. Нанесение лака на меловый грунт поверхности под последующее золочение.
    Нанесение лака на меловый грунтПосле построения рисунка на поверхность, где нужно уложить сусальное золото, наносится слой лака. После высыхания вскрытая лаком поверхность становится гладкой и блестит. Есть множество способов подготовки грунта к золочению: полименты, яхтные лаки, акриловые лаки и др. В данной работе использовался яхтный глянцевый лак.

  2. Золочение сусальным золотом.Сусальное золото
    Золочение сусальным золотомДля золочения использовалось свободное, катанное сусальное золото (23 карата). В поверхность лака втирается мордан, удаляются излишки и укладываются листочки золота. После чего утамповываются стыки между листочками золота и легкими движениями удаляются излишки. Золото шлифуется и, при необходимости, еще раз вскрывается слоем лака для защиты от повреждений.

  3. Роскрашь.
    Теперь можно приступать к живописи. Яичной темперой (пигменты замешанные на желтковой эмульсии) слой за слоем набираются нужные подкладочные цвета.

    Роскрашь. Живопись яичной темперой     Роскрашь. Живопись яичной темперой

  4. Опись пробела и личное.Написание лика и опись пробела
    После этого делается опись всего рисунка, детализация, тени, высветления. Прорисовываются мелкие и крупные детали, и приступают к личному (написанию лика). Этапы написания лика достойны отдельного отчета, который мы предоставим позже.

  5. Надпись и опушь.
    Завершающий этап - это надпись на иконе и опушь в виде линии вдоль края иконы по всему периметру. Живопись на этом заканчивается и приступают к процессу покрытия поверхности живописи олифой (желательно натуральной, льняной).
    Надпись на иконе и опушь

Автор: Александр Терещук